wpthemepostegraund

До $120 млрд: основатель Uber-экономики собрался на IPO

Источник: forbes.ru

У основного бизнеса Uber и Lyft нет проблем с генерацией кеша, поэтому стоят они дорого: оценка Uber по итогам IPO может достигнуть $120 млрд, а Lyft — около $20-30 млрд. Есть основания полагать, что по крайней мере выход Uber будет не только важным, но и привлекательным, так как на pre-IPO она будет оценена не дороже $90 млрд.

Негативно на цене компаний может сказаться почти одновременное размещение: по текущим планам они проведут IPO с разницей в неделю. Кроме того, компании тратят много денег на маркетинговые войны. Всё больше инвесторов задаются вопросом, пойдут ли их вложения на развитие технологий или тоже погибнут в огне ценовых войн?

Если стартапам не удастся показать, что они смогут эффективно использовать новые инвестиции, то Uber вряд ли продаст себя значительно дороже $72 млрд (столько он стоил в последнем раунде финансирования). Lyft вряд ли сумеет договориться с фондами об оценке сильно выше $15,1 млрд. Как ни странно, в этом случае их инвестиционная привлекательность повысится, так как розничные инвесторы, не имеющие прямого доступа к pre-IPO сервисов такси, готовились к более высоким оценкам Uber и Lyft, которые приведены выше, а теперь смогут купить их дешевле.

Технологические кульбиты

Uber задумывался как аренда лимузинов, Lyft вырос из карпулинга Zimride (сервис подбирает попутчиков). Теперь обе компании проповедуют идею о том, что главное в самом обычном такси — это удобство и контроль. При этом оба стартапа в тренингах делают ставку на переход на современные технологии.

Патентный портфель Uber и Lyft нацелен на применение беспилотных машин и встраивание сервисов вызова такси в государственные системы наблюдения за дорожным движением.

Uber дороже не только из-за большего числа поездок, но и из-за более обширного патентного портфеля, который включает набор лазеров и сенсоров для самоуправляемых такси, технологии, нацеленные на сокращение времени передвижения такси по пробкам и снижение количества происшествий за счет обнаружения и предупреждения пешеходов и пассажиров о предстоящем маневре. Предусмотрен обмен информацией о дорожной ситуации между автономными машинами для их упреждающей реакции на дорожную обстановку.

Из казавшихся очевидными технологий Uber запатентовал выбор машины по заказу, методику распознавания входа по снимку улицы и даже взаимосвязь между данными о геолокации водителя, его аватаром и картами местности. У Uberа в собственности обычная методика определения и изменения стоимости поездки, схема определения наличия парковки и система оповещений о местонахождении ближайших машин такси.

У Lyft есть патенты на оповещение такси на автопилоте о присутствии друг друга поблизости, автоматическое распознавание забытых вещей, прогнозирование появления потребности в такси в том или ином квадрате карты, а также патент на оптимальное планирование маршрута совместной поездки нескольких независимых пассажиров (карпулинг).

Финансовая дисциплина

Стоимость Uber и Lyft оправдывается не только технологиями, но и тем, что нам известно о финансовых показателях этих компаний.

У Lyft продолжался трехзначный рост продаж. По данным издания из Кремниевой долины The Information, выручка этого стартапа в первом полугодии 2018 года выросла на +121% до $909 млн по сравнению с $483 млн в том же периоде годом ранее и с $150 млн за первые 6 месяцев позапрошлого финансового года. При этом Lyft хвастается тем, что в 2017 году его выручка превысила $1 млрд (по американским стандартам бухучета GAAP).

Что касается Uberа, то рост выручки замедлился в третьем квартале 2018 года до показателя +38% по отношению к аналогичному показателю предыдущего года. Суммарно за 2-й и 3-й кварталы 2018 года она составила $5,65 млрд при убытке $1,62 млрд.

Оба стартапа имеют ресурсы для того, чтобы быть прибыльными. По данным источников The Information, основной бизнес Uber по перевозке пассажиров близок к выходу на безубыточность. Lyft также близок к выходу на операционную прибыль: по мнению Business Insider, в частности, этот стартап значительно улучшил контроль расходов. Потенциальное исчерпание возможностей для увеличения клиентской базы заставляет строже следить за расходами и меньше участвовать в бесконечных маркетинговых войнах, что поможет четче управлять распределением миллиардных инвестиций.

В пользу этой версии свидетельствует начавшийся поиск стратегических альтернатив. Несмотря на улучшение финансового самоконтроля, по сведениям Business Insider, дела у Lyft не так хороши, как кажется. Эта компания вела переговоры о продаже General Motors и шести других фирм, включая Amazon, Uber и Google, но не нашла покупателя. Uber же пока не до покупки конкурента, потому что его упрекают в сжигании миллиардов долларов, поступающих в том числе от основного бизнеса по вызову такси.

К сентябрю 2018 года Lyft вышел на 1 млрд поездок. Ему понадобилось на это 6 лет, Uber прошел эту ключевую точку примерно за такой же срок, но так как раньше начал работу, то к июлю 2018 года провел уже 10 млрд поездок. Перед IPO обоим стартапам важно показать, что стоимость онлайн-сервисов такси увеличивается с каждой поездкой и с каждым гигабайтом данных о перевозке пассажиров, которыми они обмениваются с поисковиками и с проектами министерства транспорта США по управлению пробками.

Дорогая уникальность

Технологии и бизнес-модели обеих компаний близки и отличаются только в том, как они себя преподносят. Технологии могут быть одинаковыми, но продукты разные. Uber кажется более технологичным, но скорее это часть бренда. Для водителей и пассажиров компании пока почти ничем не отличаются: пассажиры платят примерно одинаково и поминутно, и за километраж; водители выполняют роль независимых подрядчиков, а не работников по найму, и часто одни и те же работают на обе компании, причём и в США, и в других странах, так как это выгодно.

Компаниям предстоит показать, чем они могут отличаться друг от друга. Клиентская база обоих сервисов имеет свои естественные ограничения, а обеспечить существенный переток клиентов от конкурента они не в состоянии в силу вышеуказанной близости технологий. Возможно, эта пара защищена от выхода на IPO новых глобальных конкурентов (если не брать в расчет локальных игроков) — их биржа может просто не переварить. Но в будущем обеспечить рост капитализации Uber и Lyft могут только за счет внушительного роста выручки, выхода на прибыль или уже коренного изменения бизнеса, например, при широкомасштабном внедрении автопилотируемых такси.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.