wpthemepostegraund

Фильм «Курск»: как погибла знаменитая подлодка

Источник: forbes.ru

В четверг, 14 марта, в наш прокат должен был выйти масштабный европейский фильм «Курск». Причем большим тиражом в 1200 копий. Несколько странно, что странами-производителями названы Бельгия и Люксембург. Ведь фильм открывается титром Luc Besson presents и заставкой его — крупнейшей в Старом Свете — французской студии Europa Corp.

Режиссер — один из главных европейских мэтров, недавний соратник Ларса фон Триера датчанин Томас Винтерберг. Среди актеров самая популярная из молодых французских актрис Леа Сейду, любимец женщин англичанин Колин Фёрт и ряд скандинавских знаменитостей вплоть до главного актера Ингмара Бергмана Макса фон Сюдова, которому 10 апреля исполнится 90.

Отказалась сниматься голливудская красотка Рейчел Макадамс. Вероятно, после этого Бессон и Винтерберг решили вообще не занимать американцев и ограничиться европейскими звездами. Это, безусловно, позволило им сэкономить. Голливудские фильмы, действие которых происходит на воде и в воде, страшно дороги. Уложиться в скромные для Голливуда 100 миллионов баксов невозможно. А Бессон и Винтерберг потратили на фильм всего 20 миллионов. С другой стороны, отсутствие гламурных голливудских лиц уже сейчас сказывается на сборах. Пока фильм заработал в мировом прокате лишь около 5 миллионов зеленых. Правда, прокат еще не затронул главные киностраны, кроме Франции. В США фильм появится лишь летом.

Но вернемся к нам. На прошлой неделе фильм вдруг перенесли с 14 марта на 11 апреля. На этой он и вовсе исчез из прокатных планов. Теперь вернулся. Дата прокатного старта… 27 июня. Но я не уверен, что министерство идеологии, то бишь культуры, РФ, ревностно относящееся ко всему про нас, не отправит фильм еще подальше — туда, куда Макар телят не гонял. Ведь наше Министерство обороны не разрешило снимать картину в Баренцевом море, где и погибла в августе 2000-го атомная подлодка «Курск». В итоге Россию и Баренцево море сымитировали во Франции и в Бельгии.

О чем это

«Курск» начинается, как классический фильм конца 70-х с Робертом Де Ниро, Мерил Стрип и Кристофером Уокеном «Охотник на оленей». Он тогда вызвал скандал на Берлинском фестивале: во время просмотра в знак протеста из зала ушла советская киноделегация. Причина такова: героями фильма, воевавшими за Америку во Вьетнаме (при этом война вообще-то сломала им судьбы), были русские: дети эмигрантов.

Так вот, как и в «Охотнике», ударным моментом в начале фильма становится бурная сцена русской свадьбы. Разница в том, что гуляют военные моряки — на свадьбе сослуживца. Этим морякам давно не платят зарплату — не знаю, правдив ли этот факт. И ближайший друг жениха, которому не хватает денег, собранных товарищами, вынужден отдать для оплаты свадьбы в ресторане свои морские командирские часы — ценную вещь.

Сходство с «Охотником» в том, что сразу после свадьбы друзья фактически отправляются на войну. Они, правда, не подозревают, что на войну. «Курск» участвует в учениях в составе большой группы кораблей Северного флота, среди которых в реальности были его главные крейсеры «Петр Великий» и «Адмирал Кузнецов».

Дальше — катастрофа: взрыв торпед. Лодка падает на дно Баренцева моря на глубине 108 метров. Двадцати четырем членам экипажа, среди которых оказался и единственный выживший офицер — тот самый недавний друг жениха на свадьбе, — удается спастись в турбинном отсеке на корме лодки. Роковой парадокс, на который обращаешь внимание. «Курск» был вооружен двадцатью четырьмя крылатыми ракетами и таким же количеством торпед. И выжили после взрывов ровно 24 члена экипажа.

Но русское командование отказывается принимать иностранную помощь, несмотря на то, что жены, будущие вдовы моряков, требуют от адмиралов спасти их мужей, естественно, не зная, кто из них пока жив, а кто нет.

Только один адмирал, непосредственный начальник тех, кто служил на «Курске», зовет на помощь англичан, поскольку дружит с их влиятельным офицером, которого и играет Колин Фёрт. Но командование не идет ему навстречу, а заодно навстречу предложениям французов и американцев. Хотя, по фильму, это могло окончательно сломать тогда барьеры между странами. Когда же мы соглашаемся на помощь (в действительности лишь на норвежскую), уже слишком поздно.

Это не спойлер. Все нормальные люди знают: на «Курске» не выжил никто.

Что в этом хорошего

Не станем критиковать версию гибели подлодки, изложенную Бессоном и Винтербергом. Этих версий слишком много. Кстати, самую конспирологическую из них — о столкновении с американской субмариной и даже о том, что «Курск» был потоплен американской торпедой, а наши власти это утаили, чтобы не спровоцировать глобальный мировой конфликт, — отстаивали и некоторые зарубежные документальные фильмы, а их о гибели «Курска» сделано множество. А вот на художественный фильм до Бессона и Винтерберга не решался никто.

Принято считать, что «Курск» испытывал новую, не доведенную до совершенства торпеду, которая застряла и затем взорвалась в торпедном отсеке. Затем сдетонировали другие торпеды. В фильме эти дикие снаряды взрываются от перегрева. Ну пусть будет так.

В любом случае отметим, что при наличии огромного количества лент, в которых русские выступают плохими парнями, в постсоветское время даже Голливуд всегда восхищался мужеством наших подводников. Особенно в фильмах про аварии. В 1997 году вышла, например, картина «Враждебные воды». Занятно, что в ней тоже снялся играющий в «Курске» великий Макс фон Сюдов.

Фильм об аварии 1986 года, когда и впрямь столкнулись корпусами наша и американская подлодки, традиционно гонявшиеся друг за другом по Мировому океану. На нашей начался пожар, и если бы взорвались ее реактор и боеприпасы, то в Америке исчезло бы все Восточное побережье. Русские матросы тут герои, капитан в исполнении Рутгера Хауэра — умница и смельчак. А вот ястребы из Пентагона, которые жаждут в следующий раз потопить «этих русских скотов», — сущие нелюди.

Спустя пять лет бывшая жена Джеймса Кэмерона и будущий обладатель двух главных «Оскаров» (лучший фильм года и лучшая режиссура) за «Повелителя бури» Кэтрин Бигелоу сделала «К-19» с Харрисоном Фордом и Лайемом Нисоном в главных ролях о подвиге советских подводников в 1961 году. Более патриотического фильма про Россию, нежели тот, что сотворила в 2002-м американка Бигелоу, постсоветская история не знала.

Нестыковки

Люк Бессон хотел уйти в «Курске» от политики. В частности, чтобы не вызывать междоусобиц, удалил из сценария все пять сцен с участием Владимира Путина. Не знаю, был ли среди них эпизод, когда он на вопрос американского телеинтервьюера Ларри Кинга — «Что случилось с подлодкой «Курск»?» — ответил фразой, которую у нас цитировали годами: «Она утонула». Но как заверяет главный киноманский сайт мира imdb.com, перестраховка Бессона кажется странной. Потому что Путин в сценарии был, безусловно, положительным.

Однако обойтись без политики фильму все же не удалось. Его первая половина кажется снятой по заказу Кремля. Вторая — по заказу НАТО. Во-первых, Винтерберг преувеличивает развал российской армии и флота на момент 2000 года (что, впрочем, тоже плюс нынешнему Кремлю, который стал тратить много денег на армию). В спасательной операции участвует только один подводный аппарат, но и у него не работает поврежденная резиновая присоска. Поскольку в армии все разворовали либо распродали за границу.

Да, распродали многое. Но в спасении «Курска» были вроде бы использованы аппараты четырех разных моделей. Ни один не смог пристыковаться, в том числе якобы и потому, что «Курск» лежал на дне под углом в шестьдесят градусов.

Во-вторых, Винтерберг все же решил актуализировать фильм, соотнеся ситуацию 2000 года с нынешним временем нового противостояния России и НАТО. В этом контексте совершенно иначе воспринимается версия наших адмиралов, будто «Курск» был атакован иностранной торпедой. Она воспринимается как вранье, типичная для наших дней попытка перекинуть российские проблемы на подлый Запад. Между тем, повторяю, эту недоказанную и, скорее всего, ложную версию озвучивали и некоторые западные эксперты в документальных фильмах.

Естественно, фильм в итоге принимает сторону Запада. Да, наши люди, если не считать представителей власти, очень-очень хорошие: и моряки, и их жены. Но все, кто с Запада, совсем уж идеальные. А такого не бывает. Я смотрю фильмы из разных стран. Я знаю: ястребы-идиоты есть повсюду.

Политической является и последняя сцена «Курска». Хотя ее пафос я полностью разделяю. Моряков не спасли, зато красиво отпели в церкви в присутствии всех адмиралов. Намек на новую идеологию России: православие пополам с самодержавием + заигрывание с народом. При этом многие маленькие дети погибших отказываются пожимать руку главному адмиралу, убийце их отцов, желавшему их снисходительно приласкать. В роли этого адмирала — сам великий Макс фон Сюдов.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.