wpthemepostegraund

Трудная судьба копейки. Как умерла самая мелкая монета России

Источник: forbes.ru

В прошлом году Центральный банк не чеканил монет достоинством ниже рубля. Иными словами, речь идет о приостановке либо полном прекращении выпуска мелкой разменной монеты — копейки.

За всю историю независимой России после 1991-го у копейки была трудная судьба. С началом гиперинфляции 1992 года она исчезла из оборота, поскольку уже не представляла собой никакой ценности ни в одном из смыслов. Успело вырасти целое поколение детей, для которых пословицы и поговорки типа «копейка рубль бережет», или «нет ни копейки» не имели никакой связи с реальностью, поскольку они никогда не держали в руках монету с таким названием.

Копейка вернулась в оборот после деноминации 1 января 1998 года, проведенной в рамках денежной реформы, когда произошла замена старого рубля на новый по курсу 1000:1. Реформа должна была закрепить победу над инфляцией, дать стандарт нового, крепкого российского рубля. Однако уже в августе случился дефолт, произошел отказ от удержания курса национальной валюты, и рубль упал с 6 до 21 за доллар к 1 января 1999 года.

Сегодня в перспективе понятно, что решение властей 1997 года о реформе и деноминации было во многом поспешным. Экономика была еще не готова к поддержанию стабильного курса рубля. В результате эффект от введения «крепкого» рубля с копейкой оказался смазанным. За двадцать лет рубль обесценился более чем в 10 раз, а были моменты, — как на рубеже 2015-2016, — когда разница с исходным курсом была почти в четырнадцать раз.

На судьбе копейки как разменной монеты это отражалось не лучшим образом. С 2012 года был прекращен выпуск монет достоинством в 1 и 5 копеек в силу очевидной бессмысленности их сохранения. Однако и 10 и 50 копеечные монеты все сильнее теряли смысл своего присутствия в обороте — вместе с ростом цен. Даже монеты в 1 и 2 рубля воспринимаются как засоряющие и утяжеляющие кошелек, которые нужно долго накапливать, чтобы израсходовать. Нередко можно увидеть, как из копеек создаются разного рода украшения — например, по кромке оконного стекла в автобусе — первый признак ненужности и несерьезности данной монетки. Впрочем, бросается в глаза, что в провинции, особенно на уровне села и маленьких городов, отношение к мелкой монете иное — там она более востребована и в ходу, чем в мегаполисах.

Прекращение или приостановка чеканки копеек (пока неизвестно, как оформлено решение Центробанка, однако он в рамках своих полномочий может поступать весьма гибко) означает смерть этой монетки, просуществовавшей с 1535 года. Более того, Россия оказывается в числе немногих стран мира, у которой де-факто вообще не будет разменной монеты. По крайней мере, она все реже и реже будет ходить по рукам — пока в обороте остаются выпущенные ранее и пока их принимают. Таким образом, на глазах моего поколения случилось две кончины копейки — в начале 90-х и сейчас. В девяностые, напомню, официально копейку также не выводили из оборота. Речь идет о фактическом прекращении употребления.

Впрочем, в 1998 году состоялось, пусть и не очень долгое, чудесное воскрешение копейки. Сегодня тоже нельзя загадывать наперед, что наши дети и внуки никогда более не будут пользоваться копейками. Очевидно, что в ближайших, да и в отдаленных, планах Центробанка деноминация не стоит. Частые денежные реформы — признак нестабильности экономики и в свою очередь могут оказывать неблагоприятное психологическое давление на отношение к валюте. Можно напомнить и про все расширяющее применение «электронных» денег, то есть оплаты по банковским картам, которое снижает потребность в разменной монете. Денежные транзакции виртуализируются: даже на рынке чуть ли не с каждым вторым продавцом можно расплатиться по номеру мобильного, привязанного к счету в Сбербанке. Однако в той же Великобритании при небольших покупках в магазинах в формате corner-shop наличку просят и карты не принимают. Так что нужда в мелких деньгах будет сохраняться в мире еще долго. Есть и такой момент: в России в ряде сетевых магазинов происходит округление счета путем списывания копеек. Но это распространяется именно на наличные деньги, а не на карты, что также стимулирует, особенно малоимущие слои населения, пользоваться наличными.

Куда интереснее то, как население и бизнес приспособились к ситуации с девальвацией российской разменной монеты. Те, кто совершает покупки в сетевых магазинах эконом-класса, может видеть у касс старушек с полиэтиленовыми пакетиками, набитыми мелкой монетой, которые те приносят для расчета, а порой и для обмена. Кассиры охотно берут у них монеты, поскольку нуждаются в разменных деньгах для сдачи.

С другой стороны, открылся новый вид бизнеса — прием в специальные автоматы мелочи, которые за процент (около 12%) могут перечислить уже виртуальные деньги на оплату мобильной связи или на банковскую карту. Возникновение предпринимательства по утилизации мелочи — явное свидетельство вымывания из оборота мелких металлических денег. Они уже воспринимаются как обуза, как неактуальный и проблемный актив, раз люди готовы от них избавляться дешевле номинала. Ну а российский бизнес демонстрирует свою способность чутко откликаться на меняющуюся конъюнктуру, делая рубли на копейках.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.